30.03.2022
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ
САД «ЛАСТОЧКА»
368750, с. Усухчай, Докузпаринский район , ул.
Эмирсултанова , 32Б,
Тел 8960-411-1-071 сайт:
dag-lastohka-2 tvoysadik.ru.
адрес электронной почты: mkaou.ds-lastohka@yandex.ru
Конспект ООД
в старшей группе
по теме:
«Путешествие по Дагестану»
Провела:
воспитатель 1 категории
Мисриханова Карина
Алиюлаховна.
Конспект ООД
в старшей группе
по теме:
«Путешествие по Дагестану»
Цель: продолжать
знакомить детей с народно-прикладным искусством дагестанцев, обобщить
представления детей, что готовили народные умельцы из глины, дерева, металла,
шерсти.
Задачи:
Обучающие - обогащать словарный запас народного фольклора, уметь
использовать знания и навыки народного фольклора.
Развивающие - развивать у
детей творческие способности, восприятие художественного слова, воображение,
образную речь средствами фольклора.
Воспитательные - воспитывать
чувства уважения к трудолюбию народных умельцев, укреплять дружеские чувства
между нациями.
Материал:
карта Дагестана, «ковер-самолет», изделия из глины, ковровый мини-станок, изделия Кубачи и
Унцукуля, муз. сопровождение.
Воспитатель:
-
Сегодня, дети, мы с вами попробуем совершить «путешествие» по горным аулам, где
вот уже много – много лет народные умельцы создают из различных материалов
прекрасные изделия, предметы быта, украшения. Чтобы совершить это путешествие, нам нужны помощники: карта горного края,
волшебный «ковер самолет» и ваши смекалки и фантазия. Так вы готовы к
путешествию?
Дети:
- Да!
(Воспитатель
приглашает детей к карте Дагестана, рассматривают ее, и начинается беседа с
воспитателем)
Воспитатель:
-
Дети, вы видите на карте много знаков символов, которыми обозначены города и
села, где изготавливают прекрасные предметы и изделия народные мастера. Вот,
например, кувшин из глины, где изготавливают такие изделия?
Дети:
-
В селении Балхар.
Воспитатель:
-
Да, это старинное селение Балхар. А вот другой знак: серебряные украшения и не
один знак, а несколько. Где изготавливают такие прекрасные украшения?
Дети:
- с.
Кубачи, с. Гоцаль, с. Кумух.
(Воспитатель
указкой показывает, где расположены эти села)
Скажите,
дети, откуда появилось такое чудо: изделия с насечкой из металла?
Из
горного села Унцукуль.
Дети
, вы заметили много одинаковых знаков с изображением коврового узора. Где их
изготавливают?
- г. Дербент, с. Ахты, Микрах,
Орта-Сталь, Кабир, Хучни, Хив, Касумкент, Рутул,
Тлярата, Дылым, Терекли- Мектеб.
Воспитатель:
-
Вот видите, ребята, какое богатое искусство народов Дагестана. А вы хотели бы
сегодня совершить путешествие по этим прекрасным местам, где работают народные
мастера?
Дети:
-
Да!
Воспитатель:
-
А доставит нас в эти места волшебный «ковер-самолет».( Воспитатель предлагает
детям всем дружно сесть на
«ковер-самолет» и отправится в путешествие_. Звучит музыка
М.Кагилаева «Снова в горы».
1-
ая остановка:
Воспитатель:
Дербент
это древний город. В этом городе есть ковровая фабрика, где работают
потомственные мастерицы – ковровщицы. При ковровой фабрике есть музей. Давайте
заглянем в него и рассмотрим ковровые изделия.
(
Детям показывается выставка ковров, оформленная
в зале.)
Экскурсовод:
-
Дагестан славится ковровыми изделиями, их ткут на фабрике. Ткут и дома умелые
мастерицы. Взрослым помогают и дети, они тоже учатся делать петли. Из какого
материла изготавливают ковры?
Ребенок:
-
Труд ковровщиц кропотливый: моют шерсть, готовят нити, красят их в разные
цвета, подбирают на станке.
Экскурсовод:
-
Какие узоры встречаются на коврах? Что и кого они вам напоминают?
Ребенок:
-
Ковроткачество – поэзия, ковровщица – поэтесса. Рассматривая узоры, можно
увидеть природу Дагестана, что цветет в горах, на равнине. Приглядитесь к ковру,
и вы увидите амро-зарю, золотистые
созвездия неба, белые цепи облаков, зеленые поля лугов, желтеющую ниву.
Ребенок:
-
Ковровщица Фазилат увидела цветущую красавицу яблоню, и на ковре появился
нежно-розовый медальон «амагюль», голубое небо, светлые родники.
Экскурсовод:
-
Для чего служат ковровые изделия?
Ребенок:
-
Готовые изделия принимаются контролерами, затем отправляются в магазины, в
другие города республики, за границу. А в магазинах наши мамы покупают и
застилают на пол, чтобы нам было тепло и уютно.
(подходят
к станку)
Ребенок:
- Где узоры, для
ковра
Ты нашла, скажи,
сестра?
На лугу полно
цветов
Погляжу узор
готов.
Тур промчался по
горе
След остался на
ковре. (перевод Ф.Скудры)
Ведущий:
-
Предлагает попробовать за работой мастерицы. Во время наблюдения звучит музыка
« Маленькая ковровщица».
Ребенок:
«Песня
ковровщицы»
-Ай-и-яй, моя игла
Три ковра я соткала,
Я один себе взяла,
Два я дочке отдала.
Размотала я клубок,
Завязала узелок.
Завязала два узла,
В руки ножницы взяла.
Ай-м-яй, ковер цветной,
Красный, желтый, голубой.
Ведущий:
- Отправляемся
дальше в путешествие. Садимся на «ковер-самолет» и полетим.
2-ая
остановка:
Вот
мы в ауле Балхар. (Звучит песня « В ауле Балхар», музыка Ш.Чалаева)
По
окончании музыки детям предлагается заглянуть
в один из домов. Дети подходят к другой части экспозиции выставки, где собранны
изделия из глины, висят фотографии с изображением мастерицы за работой, рядом
сидит девушка, которая тоже лепит.
Экскурсовод:
(Девочка
в национальной балхарской одежде встречает гостей, приглашает посмотреть
выставку, и читает стихи:
-
Балхарские девушки лепят кувшин,
Украсив
узором затейливым их.
И
желтая глина, и белая глина
Мелькает
в проворных руках золотых. (Салимат
Курбанова)
Дети,
какие изделия изготавливают мастера из глины?
Ребенок:
- В
Балхаре – гончарное искусство. Балхар славится тем, что его жители готовят из
глины красивые кувшины, посуду, игрушки.
Ребенок:
- Балхарей сказал:
О балхарцах много пишут
И статей и умных книг –
Чем живут они, чем дышат,
Каковы мечты у них?
Вот мечты моей вершина:
Пусть решится спор любой
Тихо, мирно из кувшина
С доброй горскою бузой.
Ребенок:
- Выбирай кувшин неспешно,
Напрягай свою смекалку,
Цвет и звон его, конечно,
Намекают на закалку.
Самый лучший выбрать можно,
Но не жди, однако, чудо –
Что вольешь в кувшин порожний,
То и выльется оттуда.
Ребенок:
- Эти кубики, эти чаши,
Лондон видел и Нью-Йорк.
Красота кувшинов наших
Всюду вызвала восторг.
Экскурсовод:
-
Для чего служат кувшины, игрушки?
Ребенок:
-
Дети любят играть с народными глиняными игрушками, которые отличаются
изяществом росписи.
Ребенок:
-
Кувшины бывают разные – горшки «кунта»
для пищи, и кувшин «урма» для воды, и огромный сосуд для хранения зерна.
Экскурсовод:
-
Назовите элементы узоров, которыми расписывают глиняные изделия.
Ребенок:
-
Примечателен двухцветный красно-белый балхарский орнамент. Тут и обрамляющие
прямые и волнистые линии, и цепочки из запятых, и овальные листья с внутренней
росписью, и ромбы с белыми точками в центре, и фигуры, напоминающие птиц, и
сочетание из пересекающих линий.
Ребенок:
-
Отдельные элементы орнамента обрамлены тонкими линиями обводки. Украшают
балхарки свои изделия и реальными фигурками, выступающими над поверхностью или
врезанными в нее.
(Дети
благодарят экскурсовода и отправляются дальше в путешествие)
Ведущий:
-
Высоко в горах расположился аул златокузнецов Кубачи. И мы с вами отправимся в
этот аул. Садимся на ковер-самолет и полетим. Вот мы в ауле Кубачи.
3-ая остановка:
Экскурсовод:
- Добро пожаловать, дорогие гости, посмотрите наш музей.
Дагестан
славится своими златокузнецами. Мастера – кубачинцы обрабатывают металл и
наносят на него разные узоры – орнаменты. Так готовятся разные изделия – пояса,
кулоны, браслеты, кувшины. Кубачинцы – умелые художники. Их работа славится во
всем мире.
Ребенок:
-
Кубачинские златокузнецы выполняют многие виды работ: чеканку, гравировку,
камнями режут по кости, женщины вышивают головные уборы, вяжут узорами.
Ребенок:
-
Знаменитый мастер сувениров Расул Алиханов в 10 лет, работая рядом с отцом, выгравировал украшения
для Кавказского пояса. Второй работой была ручка.
Ребенок:
-
С 12 лет Расул Алиханов уже работал как гравер. Его работы были на выставках в
Америке, Франции. Расул Алиханов – большой художник.
Ребенок:
-
Расул Алиханов сделал обложку для книги стихов Расула Гамзатова, сверкающий под
гранями резца металл и молочно – белая ажурная кость.
Ребенок:
-
Все изделия покрыты узорами, которые напоминают нам листочки, цветы и звери
встречаются в орнаментах. Все это придумали мастера, чтобы украсить изделия.
Ребенок:
-
Вот как поэт Расул Гамзатов сказал о них:
«
Тайну кубачинского искусства
Не
ищите в книжках серебра,
Носят
тайну этого искусства
В
сердце кубачинцы – мастера».
Песня молодых кубачинцев
В путь – дорогу, молодцы,
Отправляться нам пора.
Молоточки и резцы,
Как всегда, возьмем с собой.
До чужих добравших мест
Пустим молоточки в ход,
Вспоминая про невест,
Что остались в Кубачи.
Персиянкам золотых
Мы наделаем колец
И стамбульских мастерских
Не один скуем браслет.
Нам дойти не мудрено
До французских городов.
Мы в Париже не одно
Ожерелье смастерим.
Молоды у нас сердца,
И на весь прославлен свет
Почерк тонкого резца
Кубачинских мастеров.
(Дети благодарят экскурсовода и
отправляются дальше в путешествие)
Ведущий:
-
Вот мы с вами, дорогие ребята, прилетели в удивительный край унцукульских
мастеров. У въезда в село расположилась Унцукульская фабрика художественных
изделий, где нас ждет увлекательная экскурсия.
4
–ая остановка.
Экскурсовод:
-Заходите,
гости дорогие, посмотрите изделия из дерева, украшенные волшебными узорами,
которые сверкают маленькими звездочками и солнечными лучиками под лаком.
(Дети рассматривают изделия унцукульских
мастеров)
Ведущий:
- из
чего делают мастера унцукульские изделия?
Ребенок:
-
Унцукульские мастера славятся изделиями из дерева. Делают они изящные трости,
вазы. Для изделий годится только кизиловое или абрикосовые деревья.
Ведущий:
- Какие
инструменты нужны мастерам?
Ребенок:
-
Для работы унцукульским мастерам нужны
инструменты: пила, топор, рубанок, сверла, ножницы, циркуль, скобель.
Ребенок:
-
Самое главное руки унцукульца - его
высокий художественный вкус.
Ведущий:
-
Давайте поблагодарим экскурсовода.
Дети хором:
-Спасибо!
Экскурсовод:
- Приезжайте к нам
еще.
Песня «
Приезжайте в Дагестан»
Ведущий:
Вот
и закончилось путешествие, мы возвращаемся в свой детский сад. Наверное,
побывав в местах, где изготавливают предметы прикладного искусства, вам
захотелось хоть на какое-то время стать
народным умельцем, и я вам приготовила сюрприз. В группе я организовала такую
мастерскую, которую назвала «Юные умельцы».
Вы
сейчас представьте, кем бы вы хотели быть.
Постарайтесь
сделать то, что вам больше всего понравилось – коврик, украшения, глиняную
игрушку, унцукульский узор.
(Дети
по желанию выбирают себе «мастерскую» и
приступают к работе. Воспитатель при
необходимости оказывает помощь детям).